укр | english
 
 

Как изменились коррупционные схемы в Украине?

 

"Если говорить о ключевом внутреннем вызове Украины, им остается коррупция... Первой причиной крайне низкого уровня жизни подавляющего большинства украинцев является тотальная коррумпированность государственного аппарата, сферы государственных услуг, некомпетентность и неэффективность государственного управления", - заявил в первый день работы Рады восьмого созыва Петр Порошенко.

Мы систематически опрашиваем бизнесменов и экспертов на предмет того, как меняется градус коррумпированности в Украине. Замеры через месяц и три месяца после формирования нового Кабмина были неутешительны. Результаты опроса по итогам 9 месяцев работы Кабмина Арсения Яценюка не отличаются кардинальным образом: берут. Хотя некоторые сдвиги в позитивном направлении все же есть.

Покупает государство

Вот уже многие годы одна из самых коррумпированных отраслей - госзакупки. Пристальное внимание общественности и СМИ к тендерам за бюджетные деньги привело к тому, что схемы взяточничества в этой сфере существенно изменились. Ранее самая популярная коррупционная схема заключалась в составлении конкурсных условий под конкретную компанию, закупке товаров и услуг по завышенным ценам, вымогании откатов от победителей тендеров. "Сейчас условия принципиально другие: у государства острая нехватка финансов и работать по прежним принципам уже не получается, - рассказывает эксперт Центра политических студий и аналитики Андрей Марусов. - Поэтому теперь чиновники требуют откат не за победу в тендере, а за своевременное перечисление средств победителю". Если участник не идет навстречу госслужащему, ждать денег можно не один месяц.

По мнению Марусова, для бизнеса такая ситуация даже хуже, чем предыдущая "откатная" схема. Если раньше участники тендера закладывали определенную коррупционную составляющую в цену товара, то сейчас платить взятки приходится из прибыли. Но государству, конечно, стало лучше: оно покупает товары по адекватной цене, конкурсы проводятся честно.

Исполнительный директор Ассоциации международных фармпроизводителей (AIPM Ukraine) Владимир Игнатов рассказывает, что при госзакупках медпрепаратов коррупционные риски возникают, когда проводится тендер на редкие лекарства. "Если препарат уникальный и его производит только одна компания, у чиновников большой соблазн завысить стоимость товара и распределить деньги в свою пользу, - объясняет он. - Если же товар предлагается многими производителями, возможности для коррупции заметно снижаются". По его мнению, сейчас для фармпредприятий проблема коррупции отошла на второй план из-за девальвации гривни и вызванных ею проблем.

Дорогой импорт

Еще одна "горячая коррупционная точка" - таможня. "Ранее каждый импортер закладывал в свои расходы коррупционную составляющую, которая могла достигать 20% стоимости импортируемого товара, - говорит президент Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. - В период с июня по сентябрь таможня работала практически без нареканий, и эти затраты резко снизились. Отчасти это, кстати, и объясняет, почему, несмотря на девальвацию, ряд импортеров смог обойтись без резкого повышения цен: экономия на коррупции позволила сократить расходы".

Однако уже с октября на некоторых таможнях старые порядки стали возрождаться. "Гостаможслужба, как и другие госорганы, активно выполняет спущенные сверху планы по наполнению бюджета и часто действует незаконно, - на условиях анонимности сообщил один из импортеров бытовой техники. - Раньше общепринятой практикой было завышение таможенной стоимости товара в среднем на 10%, чтобы получить больше пошлин и сборов. Сейчас, к примеру, на Южной таможне чиновники завышают стоимость импорта на 20-25%". По его словам, в цену ввозимых в октябре-ноябре товаров уже снова вернулись коррупционные затраты. Предприниматели, не намеренные платить взятки, вынуждены перерегистрировать свои компании в другие регионы, где таможенники еще не настолько взвинтили ставки.

Зачем платить

Дорошенко обращает внимание на принципиально новый момент: категорически не желающие платить взятки бизнесмены все чаще вынуждают чиновников работать по закону. Если ранее приходилось платить всем и едва ли не за каждую бумажку или действие, то сейчас, если хватит сил и терпения, можно добиться выполнения всех процедур строго по закону. "С другой стороны, раньше таможенники оказывали "комплексные" услуги: импортер платил один раз - и его вопрос оперативно решался, - говорит Марусов. - Теперь чиновники часто сознательно затягивают оформление грузов, изучая реакцию бизнесмена. Если он демонстрирует готовность "договариваться", груз пропускают быстро. Если настроен идти до конца - оформляют без взяток, но дольше".

Директор консалтингового агентства А-95 Сергей Куюн рассказывает, что на топливном рынке основная коррупционная схема была связана с нелегальным импортом под патронатом Сергея Курченко. После ее ликвидации системной коррупции в этой сфере пока нет. "На некоторых заправках продается бензин непонятного происхождения, - признает Сергей Куюн. - Контролирующие органы на это закрывают глаза, так что есть основания предполагать, что определенные элементы коррупции сохранились".

Координатор движения "Нет" коррупции на транспорте" Александр Захаров уточняет, что вернуть действия чиновников в законное русло часто помогают общественные организации. "Даже пост-обращение в социальных сетях срабатывает, - делится опытом Захаров. - Не раз бывало, что после нашего гневного поста нам перезванивали с таможни, уточняли детали и оперативно разрешали законное требование транспортников". По его мнению, централизованные коррупционные схемы времен Януковича на таможне уже почти разрушены: осталось взяточничество на низшем уровне, часто мелкое и не "узаконенное" сверху. По крайней мере, многосуточные простои транспорта только из-за того, что экспедиторы отказываются платить взятки, исчезли в принципе.

Владимир Игнатов из AIPM Ukraine соглашается, что сейчас очередной виток перемен и чиновники затаились. "Есть надежда, что новые команды управленцев и системные реформы помогут справиться с коррупцией", - надеется эксперт.

Курсовые колебания

Но чиновники многих ведомств продолжают активно мздоимствовать. "Например, работники Государственной архитектурно-строительный инспекции за выдачу лицензий и сертификатов сейчас берут взятки в долларах, - рассказывает директор одной из столичных строительных фирм. - В гривнях они требовали около 7 000, а сейчас - $500".

Сохраняется коррупция и при экспорте зерновых. Генеральный директор Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко указывает, что хотя расформировали Госсельхозинспекцию (ГСИ), в коррупционных схемах ее место заняла карантинная служба. "Она вымогает взятки за выдачу карантинных сертификатов, действуя примерно по тому же принципу, что и ГСИ: без этих документов запрещен вывоз зерна, и экспортеры теряют деньги за каждый день простоя судов или вагонов", - объясняет Клименко. Зернотрейдер, попросивший не указывать его имени, подтвердил, что в целом расценки госорганов не изменились: суммарно экспортеры продолжают тратить $7-10 на тонну отгруженной продукции.

Проблемы с карантинной инспекцией подтверждает Александр Захаров из "Нет" коррупции на транспорте". По его словам, при многих отделениях карантинных и экологических служб уже появились фирмы, оказывающие услуги по оперативному и беспроблемному получению всей необходимой документации. "Цена вопроса - примерно 1500 гривень для Одессы, что значительно дороже, чем в других областях", - добавляет эксперт. При этом сертификаты из других областей в Одесской признавать отказываются, и требуется вмешательство активистов, чтобы прекратить проявления коррупции.

"Без комплексной ревизии и отмены нормативных актов, создающих предпосылки для коррупции, победить взяточничество не удастся, - уверен Клименко. - Пока будут действовать документы, чрезвычайно усложняющие ведение бизнеса, чиновники будут иметь возможность брать взятки".

 

Источник: coruption.net

 

 
Про Асоціацію:Діяльність:Члени ЄСТУ:Правова сторінка:Новини:Контакти

Європейська спілка транспортників України© 2011-2014