укр | english
 
 

Как железнодорожный миллиардер Петер Шпулер стал своим в Беларуси

 

Беларуский сайт ideaby.org опубликовал статью о главе Stadler Rail Петере Шпулере. Автор материала Антон Радняков попытался найти ответ, почему глава швейцарского железнодорожного концерна не побоялся построить завод в Беларуси и какие отношения у него сложились с Лукашенко.

Можно ли отказаться от встречи с Президентом США? Стоит спросить у Петера Шпулера. В конце 2014-ого Белый Дом пригласил СЕО Stadler Rail на встречу с Бараком Обамой в начале января. Швейцарский бизнесмена отказался, сославшись на плотный график. Удивительного в этом не много. Речь скорее всего была связана с активным сотрудничеством швейцарца с авторитарными странами, особенно Россией. А швейцарский бизнес давления никогда не любил.

Тем временем, только за 2014 год Петер Шпулер встретился с Александром Лукашенко три раза. Причина проста: для руководителя Беларуси Петер Шпулер – самый любимый иностранный инвестор последних лет. Он ставится в пример добросовестного бизнесмена, с ним связаны надежды на привлечение новых западных инвесторов в Беларусь. Этот год начался не менее оптимистично.

Неожиданные перспективы Беларуси Молниеносный рост швейцарского франка в начале 2015 ошеломил всех. Жители стран Восточной Европы, той же Польше и Хорватии, часто брали кредиты привязаны именно к этой валюты. Теперь они не знают как их отдавать. Неприятности и у российских государственных корпораций – их долг увеличился на $500 млн. Рост был вызван неожиданным решением Центрального банка Швейцарии отвязать франк от евро, в результате чего национальная валюта подорожала почти на 20%.

Пока швейцарские бизнесмены-экспортеры отходили от удара, Петер Шпулер подготовил запасной вариант: «Единственная вещь, которую мы можем сейчас сделать – это перенести нашу производство за границу. В другом случае у нас не будет шансов, мы не получим заказов».

Новому заводу «Штадлер-Минск» в Фаниполе, который и так загружен работой, такой расклад только на пользу. С момента открытия предприятия занятое большим договором для «Аэроэкспресс» (около $ 800 млн) – российского пасажироперевозника в аэропорты. Кроме 25 двухэтажных электричек для россиян, в конце 2014-го Фанипольскому заводу добавилсь заказ и на 9 поездов последней модели «Flirt Intercity» для Швеции. Неудивительно, что Лукашенко очень гордится этим проектом и повсюду ставить в пример Петера Шпулера.

Однако в Беларуси Шпулер не просто открыл производство, но и подмял под себя рынок. Партнерство с «Белкоммунмашем» рассматривалось в начале как равное. На деле, в Stadler Rail ушло большинство квалифицированных кадров из Белкоммунмаша. В дополнение, новый завод забрал главные сферы БКМ – производство троллейбусов и трамваев. Таким образом, Шпулер стал самым крупным производителем троллейбусов в мире, а для белорусского предприятия пообещал найти швейцарского инвестора в сфере коммунальной техники.

Вскоре был найден контакт и с минском метро – штадлеравския поезда поедут уже в 2016-м. О Белорусской железной дороге говорить вообще не приходится: новые электропоезда поставляются ежегодно. Зная способности властей к лоббирования, в будущем электропоездов будет еще больше.

Борьба за рынки Такой агрессивной политики Шпулер придерживается и на других рынках. Как результат, капитализация Stadler Rail за последние пару лет увеличился в несколько раз до $3 млрд, а компания из нишевого игрока на рынке железнодорожного транспорта превратилась в одного из самых динамичных производителей.

Одним из источников роста компании стал успех на рынках бывшего СССР. Шпулер, собственный капитал которого оценивают в $2,5 млрд, давно хотел выйти на рынок России. Попытки создать совместное производство с Трансмашхолдингом в 2011-м ничем не закончились. Тогда, заручившись поддержкой Лукашенко, он решил создать завод в Беларуси и победил в тендере для «Аэроэкспресса».

Показательна ситуация конца 2014-му. С экономическим кризисом в РФ, российская железная дорога сразу стала снимать с маршрутов уже куплены в Германии поезда Siemens Desiro «Ласточка». В бюджете корпорации не было денег на их обслуживание. Планы дальнейших закупок и производства в России сразу заморозили. Пошли слухи, что контракт со Stadler также будет пересмотрен. Однако через неделю в совместном заявлении партнеры заверили, что не собираются отказываться от своих планов.

Шпулер не только сохранил существующие контракты, но и собирается в наступление. Он подписал с главой московского оператора общественного транспорта предварительный договор на поставку 900 белорусских трамваев «Метелица» на почти $ 1 млрд. Тендер еще не начался, а пробные экземпляры уже отправляют на проверку в Россию.

Не чурается авторитарных лидеров Помимо Лукашенко и России, Петер Шпулер нашел подход и к Ильхаму Алиеву. Схема похожа на белорусский: туда сначала поставят несколько партий комфортабельных вагонов для поездов, а потом обсудят возможность строительства сборочных цехов. Сейчас уже идут разговоры о поездах для Бакинского метрополитена.

За такие отношения с авторитарными режимами Петер Шпулер достается и от родной прессы. Однако он отвечает просто: «Я не произвожу поезда для диктаторов, я произвожу поезда для народа. Я не могу позволить, чтобы мои политические взгляды мешали бизнесу, который я возглавляю».

Несмотря на спорных партнеров, швейцарцы Шпулера любят и три раза называли его бизнесменам года (2008, 2011, 2014). Очевидно, он воплощение нейтрального швейцарского подхода к делу. Для Беларуси такой инвестор также только на пользу – власти получили современное производство, а белорусы - общественный транспорт европейского уровня.

 

Антон Раднянкоў, ideaby.org

Перевод: cfts.org.ua

 

 
Про Асоціацію:Діяльність:Члени ЄСТУ:Правова сторінка:Новини:Контакти

Європейська спілка транспортників України© 2011-2014