|
|||||
|
|||||
|
|||||
“Укрзалізниця” сбросит груз “Укрзалізниця” приступила к процессу реформирования: в течение нескольких месяцев грузоперевозки в полувагонах будут переданы двум компаниям-операторам, созданным на базе действующих ГП. При этом ведомство выбрало путь реформ, отличный от уже опробованного “Российскими железными дорогами”, надеясь избежать ошибок соседей. Как сообщил вчера первый замгендиректора “Укрзалізниці” Николай Сергиенко, железнодорожное ведомство приступает к созданию отдельных компаний-операторов по перевозке грузов в полувагонах. В течение пары месяцев двум структурам будут переданы почти все полувагоны “Укрзалізниці” — до 58 тыс. единиц, или около половины инвентарного парка администрации. Базой для создания грузовых операторов станут ГП “Укрспецвагон” и ГП “Дарницкий вагоноремонтный завод” (сейчас входят в структуру “Укрзалізниці”). “Россия пошла на создание грузовых компаний, в то время как наш полувагон остался в инвентарном парке. На рынке мы оказались ущемленными, поскольку не имеем такой маневренности, как у России”,— объяснил господин Сергиенко. При этом, подчеркивает представитель железнодорожной администрации, будут созданы одинаковые условия для работы как частных, так и государственных компаний-операторов. Имеются в виду прежде всего тарифные условия: в настоящий момент аренда полувагонов “Укрзалізниці” является значительно более выгодной, чем аренда вагона частного парка. Аналогичный дисбаланс есть и в соотношении стоимости аренды полувагона “Укрзалізниці” и российских грузовых компаний, созданных на базе “РЖД”,— Первой грузовой компании и Второй грузовой компании (ПГК и ВГК). Это, считают в железнодорожном ведомстве, ведет к повышенному спросу на украинский инвентарный вагон и его дефициту. “Должны быть одинаковые конкурентные условия для частных и инвентарных вагонов. Тогда мы дадим возможность наиболее эффективного использования подвижного состава. А если нарушен баланс — то страдают и те, и другие”,— говорит замгендиректора “Укрзалізниці”. В качестве примера неэффективного использования подвижного состава он привел ситуацию с увеличением порожнего пробега на железных дорогах России, который сейчас превышает 60%. Все это говорит о том, что ощутимого роста тарифов на железнодорожные услуги не избежать. По словам Николая Сергиенко, руководством “Укрзалізниці” поставлена задача выравнивания уровня грузовых тарифов с тарифами ПГК и ВГК. В администрации подсчитали, что сейчас уровень грузовых тарифов в России превышает украинские в среднем в 1,6-1,8 раза, в Беларуси — в 1,2 раза, в Казахстане — в 1,6 раза, а в таких странах, как Польша, Румыния, Чехия,— в 2-3 раза. Примечательно, что железная дорога в уже наметившемся процессе реформирования не намерена во всем следовать пути, проторенного Россией. Напомним, изначально именно образец преобразований в “РЖД” планировался в качестве основы для украинских железнодорожных реформ. Но уже сейчас понятно, что у соседей не все прошло гладко. В “Укрзалізниці” заявили, что украинские грузовые компании не будут создаваться по типу ПГК и ВГК. “То, что создавалось в России,— это чисто экспедиторские компании. Экспедитор и ремонт у них — это разные предприятия. А у нас это будет в одних руках, собственник будет смотреть за своим вагоном”,— рассказал Николай Сергиенко. Он объяснил, что это должно удешевить жизненный цикл вагона. “Россияне на этом обожглись. Мы решили учесть их ошибки и пойти другим путем”,— объясняет представитель администрации. Создание грузовых операторов теоретически должно быть на руку частным владельцам вагонных парков и экспедиторам — при условии, что тарифы на перевозку инвентарным парком возрастут. Это поставит предпринимателей в более конкурентные условия и повысит привлекательность инвестиций в подвижной состав. Но оценивать инициативу однозначно позитивно операторы не спешат. “Не менее важным, чем тарифы, является вопрос доступа на рынок перевозок, ведь у “Укрзалізниці” есть и другие рычаги его регуляции. Один из самых главных рычагов это объемы грузопотоков, планирование и управление которыми — прерогатива госадминистрации”,— говорит президент “Ассоциации международных экспедиторов” Юрий Приходько. По его словам, при планируемом создании госоператоров необходимо с участием частных компаний разработать положение о доступе на рынок перевозок для того, чтобы в дальнейшем избежать ущемления их интересов. Екатерина ГРЕБЕНИК |
|||||
Європейська спілка транспортників України© 2006 |