|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
Кризис не застал нас врасплох!
работа терминальных мощностей всегда была и остается сильной стороной приграничных регионов».
Бывшая самая западная точка СССР – Закарпатская область, расположена на границе с Венгрией, Словакией, Румынией и Польшей, сегодня является Западными воротами Украины в страны Евросоюза. Преимуществом этого региона на транспортном ринке является наличие здесь железнодорожных участков европейской колеи шириной 1435 мм, что создает возможность осуществлять перевалки широкой номенклатуры грузов, следующих в Европейские страны и в обратном направлении. Одной из первых коммерческих компаний, успешно работающих в этом сегменте рынка на Чопском железнодорожном узле, более десяти лет является ОАО «Закарпатинтерпорт». Высокий уровень культуры построения хозяйственного механизма, умение держать руку на пульсе современных логистических технологий и сегодня в значительной степени определяют репутацию этой компании как надежного партнера. Генеральный директор Сергей Харута руководит компанией с 2001 года, когда ему, 23-летнему молодому инженеру, с отличием окончившему Днепропетровский государственный технический университет железнодорожного транспорта по специальности «транспортный менеджмент», поручили временно исполнять обязанности председателя правления ОАО «Закарпатинтерпорт». Сегодня С.Ф. Харута отвечает на вопрос нашего корреспондента.
Сергей
Федорович! Какие главные задачи ставились перед ОАО
«Закарпатинтерпорт» на первом этапе ее создания. Как
решаются они сегодня? С самого начала деятельности на ринке терминальных услуг наша компания главной целью для себя определила внедрение новой техники и применение современных технологий погрузочно-разгрузочных работ. В настоящее время только на одной из трех производственных площадях, расположенных на станции Чоп, имея необходимое количество крытых ангаров, подъездных железнодорожных путей 1435 и 1520 мм, и технических средств для обработки импортных и транзитных грузов, мы можем перегружать все виды грузов, перевозимых в крытом подвижном составе по схемам «вагон-вагон», «вагон-автомобиль», «автомобиль-вагон» объемом до 50 иновагонов в сутки. Сегодня это позволяет нам обеспечивать высокое качество таких работ любой степени сложности, в том числе с тяжеловесными, длинномерными, негабаритными грузами. Постоянно усовершенствуется технология погрузочно-разгрузочных работ. В частности, внедрено использование современных методов крепления грузов с использованием воздушных пакетов производства фирмы КАТФУЛ, Дания, клейкой крепежной ленты производства компании «TY-GARD inc.ind.», США. Это позволило не только уменьшить расход древесины для крепления грузов и ускорить проведение робот, но и значительно повысить сохранность грузов. Современные автопогрузчики и козловые краны различных мощностей, пневматический конвейер для сыпучих грузов, тензометрические вагонные весы по путях 1435 и 1520 мм, наличие непосредственно на месте перегруза складов с полным комплексом услуг по таможенному оформлению грузов, компьютеризация процессов оброботки информации, возможность оперативного уведомления клиента о месте нахождения груза позволяет нам исполнить любые его пожелания. Поэтому мы можем с полным основанием утверждать, что предлагаемый ОАО «Закарпатинтерпорт» логистический продукт является высококачественным и отвечает современным требованиям. При этом наш профессионализм получил официальное признание государством.
Какие возможности использует компания для сохранности грузов и защиты интересов клиентов? Обеспечение сохранности обрабатываемых грузов, при чем не только за счет высококачественной погрузки и крепления в местах погрузки, но и по пути следования в конечный пункт назначения, является одним из главных приоритетов нашей компании. На достижение этой цели используем целый комплекс системных мероприятий. Они касаются не только специального оснащения наших терминалов современными средствами охраны, включая и круглосуточное видеонаблюдение, но и слежения за прохождением вагонов по сети железных дорог, страхование гражданской ответственности терминала при перегрузе ценных грузов, перевозимых в проблемные регионы, участие в качестве нашего представителя уполномоченных страховых компаний в процессе выдачи ценных грузов на станциях назначения. В случае возникновения спорных вопросов, представители ОАО «Закарпатинтерпорт» принимают участие в претензионных совещаниях. Вследствие этого у нас есть все основания для констатации того факта, что в отношении сохранности грузов наши терминалы являются одними из наиболее надежных и потери клиентов при транспортировке сводятся к минимуму.
И все же клиенты заинтересованы не только в сохранности грузов и своевременной доставке их к месту назначения, но и в снижении транспортной составной в цене товара. Не так ли? Это действительно так, особенно в условиях финансово-экономического кризиса. Наши наработки в этом вопросе касаются двух направлений. Поскольку наша компания принимает активное участие в роботе ассоциации «Европейский союз транспортников Украины», FIATA (международная федерация экспедиторских ассоциаций), Торгово-промышленной Палате Украины, Украинского союза промышленников и предпринимателей, мы стремимся использовать эти возможности для донесения нашей позиции для рассмотрения на правительственном уровне. В частности, наши недавние предложения, внесенные ЕСТУ, касались необходимости изменений в нормативную базу, касающихся транзитных грузовых перевозок. В частности, упразднения декларирования грузов на входных границах Украины таможенными брокерами, внедрение так называемого «свободного транзита», при котором таможенные органы ведут соответствующий учет таких грузов в компьютерном режиме с последующим проставлением на перевозочных документах штемпелей входной и выходной документации, отмены 20% обложения НДС всех операций, связанных с транзитной перевозкой грузов (подача-уборка, пользование вагонами и т.д.), а также с предоставления транспортно-экспедиционных услуг за пределами таможенных границ Украины. Есть среди наших предложений и те, что касаются необходимости учета европейской практики в организации перевозок по территории Украины опасных грузов, возможностей осуществления перевозок подакцизных грузов в так называемом «свободном транзите», с возложением обязательностей таможенного перевозчика на государственную администрацию железнодорожного транспорта Украины и ряд других, влияющих на уменьшения транспортной составляющей в стоимость услуг. З другой стороны, не дожидаясь реакции на эти предложения со стороны правительственных инстанций, мы стремимся защищать интересы клиента на нашем, локальном уровне. Для этого осуществляем постоянный мониторинг списания железной дорогой средств за перевозки и услуги – провозной платы, платы за подачу – уборку вагонов, пользование вагонами, участие представителя железной дороги в составлении коммерческих актов и т.д. В случае необходимости, для защиты финансовых интересов клиентов юридическая и актово-претензионная службы ОАО «Закарпатининтерпорт» предъявляют к перевозчику претензии и иски о возврате безосновательно списанных средств. В частности, в последнее время наша компания инициировала ряд судебных процессов с целью добиться выполнения Львовской железной дорогой в полном объеме Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» в части, касающейся уже упоминавшегося освобождения от НДС услуг, связанных с транзитными перевозками. По нашим расчетам, это существенно удешевит транспортировку грузов через приграничные переходы: Загонь–Чоп, Черна-над-Тисоу–Чоп. На данный момент пока мы имеем по этому делу положительное решение хозяйственного суда первой инстанции. Как говорится, нет худа без добра. В условиях падения грузовых потоков даже самый консервативный участник перевозочного процесса быстрее приходит к пониманию необходимости партнерских отношений и использования для урегулирования всех спорных вопросов только рыночных рычагов.
В свое время наш журнал уже информировал читателей об инициативах вашей компании касающиеся осуществления ряда международных проектов. Какие из них по вашему мнению не потеряли своей актуальности? Жизнь вносит коррективы, но идеи остаются. В частности, несколько лет назад ассоциацией «Европейский союз транспортников Украины», соучредителем которой является и наше предприятие, была разработана концепция создания на украинской стороне Чопско-Захонського приграничного узла международного транспортно-логистического центра. Ввиду того, что в совершенствовании перевозок на этом направлении объективно заинтересованы все страны соседи, предполагалось сделать этот проект украинско-российско-венгерско-словацким. К сожалению, не смотря на явное преимущество, эти идеи уже длительное время не находят должной поддержки на правительственном уровне. В условиях существующих различий в стандартах железнодорожных путей, технологий, транспортного законодательства становится очевидным, что объединение усилий эффективно действующих на Чопском узле украинских предприятий и ведущих предприятий стран-операторов грузовых потоков в направлении 5-го международного транспортного коридора могли бы принести пользу всем участникам проекта. В прошлом году эти идеи мы пытались донести и к сведению участников проходившей в Праге Международной конференции по проблемам железнодорожных грузовых перевозкам (IRFC-2008) в которой принимали участие представители 16 европейских стран. На этом форуме речь шла также о необходимости объединения существующих транспортных коридоров в так называемые «транспортные оси», которые помогут европейскому железнодорожному сектору стать конкурентным игроком на транспортном рынке. В этих условиях, как мне кажется, и для Украины, и для России получение максимально возможной «транзитной ренты» является существенным национальным ресурсом. Безусловно, при приведении всей логистической цепочки в соответствие с международными стандартами. Как нам кажется, не потеряла актуальности также идея создания «Нового шелкового пути», выдвинутая Украиной еще в 2004 году и поддержанная руководителями транспортных ведомств Украины, России и Венгрии на рабочей встрече в Будапеште в апреле 2005 года. Речь шла о разработке контейнерного маршрута по направлению Китай (а также другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона) – Казахстан – Россия – Украина (через Закарпатье) – Венгрия – Австрия – Италия. Не теряя надежды на возвращение к этому вопросу на межгосударственном уровне, в этом году мы через «Европейский Союз Транспортников Украины» некоторые собственные соображения по этому поводу изложили в письмах, направленных руководству Забайкальской и Восточно-Сибирской железных дорог. Мы убеждены: эффективная робота терминальных мощностей и впредь должна оставаться сильной стороной приграничных регионов.
|
|||||||||||||||||
Європейська спілка транспортників України© 2006 |