І.
Д. Хромчак,
президент асоціації
«Європейська спілка
Транспортників
України»
В
последнее время мы все стали
свидетелями стремительного изменения
окружающего нас мира. Возникли новые
страны, транспортные системы которых
быстрее или медленнее, но все-таки
влились в мировой транспортный
рынок, стали участниками разных
международных организаций, в том
числе и Организации сотрудничества
железных дорог. Следует отметить,
что ОСЖД активно принимает участие
в процессах налаживания контактов
между железными дорогами и
экспедиторскими компаниями с целью
повышения имиджа железных дорог, о
чем говорят последние ежегодные
конференции, инициатором которых
выступает Организация Сотрудничества
Железных Дорог, за что ей большое
спасибо.
К сожалению, такого понимания
необходимости менять свои
взаимоотношения с экспедиторскими
организациями, а также с
ассоциациями экспедиторов, в
настоящее время, ни в министерстве
транспорта Украины, ни в
Государственной администрации
железных дорог, мы не находим. А не
находим такого взаимопонимания
только по одно причине – нежелании
сотрудничества. Если мы говорим, что
одним из важнейших факторов
развития партнерских
взаимоотношений железных дорог с
транспортно-экспедиторскими
предприятиями и ассоциациями
экспедиторов смогли бы стать
совместные круглые столы или
совещания, на которых должны
обсуждаться все накопившиеся
проблемы, то их, к большому нашему
сожалению, практически не
проводится. Так, за последние 2
года, ни одного такого совещания ни
Государственная администрация
железнодорожного транспорта Украины,
ни отдельные железные дороги, не
проводили, а накопившихся проблем
очень много и никто их не решает, а
наоборот - их количество с каждым
годом растет. У нас уже сложилась,
практика встреч с экспедиторскими
организациями, только в случае
замены руководства «Укрзализныци», а
потом хоть трава не расти. Так, если
мне не изменяет память, последняя
встреча руководства УЗ с
экспедиторами, была проведена после
назначения Генеральным директором УЗ
г-на Козака В.В. Получается
парадоксальная ситуация. Все
последние конференции и совещания за
2 года по транспортной проблематике,
были проведены не по инициативе „Укрзализныци”
или министерства транспорта, а с
инициативы международных и
негосударственных органов, таких как
ФИАТА, «Укрвнештранс», УСПП или ОСЖД,
как в нашем случае. Присутствуют на
этих совещаниях, конечно, и
представители от министерства
транспорта Украины и УЗ, других
государственных органов,
подписываются всевозможные
меморандумы, но проблемы наши так и
не решаются по причине монополизма
государственных структур, так
называемых естественных монополий.
То есть, создавшаяся ситуация вполне
устраивает чиновников, а то что мы
хотим что-то изменить – то это
сугубо наши проблемы. Так,
большинство этих проблем мы
обсуждали в прошлом году здесь же, в
Одессе, при проведении
Международного дня экспедиторов.
Все участники, в том числе и
представители УЗ и Минтранса,
получили материалы с
соответствующими предложениями,
однако положительных решений, так и
не было принято. Если подытожить
сказанное, то можно сделать вывод,
что важным фактором развития
партнерских взаимоотношений железных
дорог с транспортно-экспедиционными
предприятиями и ассоциациями
экспедиторов, смогли бы стать
совместные круглые столы или
совещания, которые, на наш взгляд,
должны проводить не менее 2-3 раза в
год. А постоянное накапливание
нерешенных проблем в итоге приводит
к ухудшению конкурентоспособности
железных дорог, перехода части
перевозок на автомобильный или
водный транспорт. Решение проблемы
монополизма мы видим в создании
авторитетной контролирующей
организации при участии
представителей антимонопольного
комитета, Министерства транспорта,
Государственной администрации
железнодорожного транспорта Украины
и общественности – транспортных
ассоциаций. Только такой орган, имея
необходимые полномочия, cможет на
протяжении одного-двух лет решить
основные проблемы и не допустить
возникновения подобных проблем в
дальнейшем.
Отдельно хотел бы остановиться на
организации планирования перевозок,
которые не менялись с 50-х годов, не
смотря на то, что, как уже
отмечалось, меняется транспортная
отрасль, образовались экспедиторские
организации, логистические центры, в
странах Восточной Европы появились
частные перевозчики на железных
дорогах, которые везут десятки тысяч
тонн грузов, а УЗ их не воспринимает
как равноправных участников
транспортного процесса. Мне кажется,
пора кардинально менять планирование
перевозок между железными дорогами,
отказаться от лишнего
администрирования, от планирования
одиночных вагонов, которые не влияют
на процесс управления движением, а
только планировать массовые
перевозки грузов, перевозки грузов
через порты и паромы, негабариты,
тяжеловесы, и опасные грузы. Наведу
простое сравнение - на ПКП
занимаются планированием всего 3
человека, а у нас, наверное, человек
50, и если раньше со Львовской
железной дороги одиночные вагоны с
обычными экспортными грузами
отправлялись по мере погрузки,
согласно двусторонних соглашений,
без какого либо согласования, то
теперь только после получения
согласия УЗ и страны назначения,
которые, как правило, дается через
10-15 дней. Так что пока мы по
организации перевозок намного
отстаем от автомобильного
транспорта. Это еще раз
свидетельствует о низкой
конкурентоспособности железных
дорог. Такие же проблемы с
планированием перевозок грузов имеют
место и на Румынских железных
дорогах.
Следующий, на наш взгляд, важный
фактор, который влияет на
формирование партнерских
взаимоотношений - это своевременное,
за месяц или два, информирование
железнодорожными администрациями
грузоотправителей, грузополучателей,
экспедиторских организаций о
планируемом увеличении тарифов или
ставок. К сожалению, сколько мы б на
эту тему не говорили, не писали в
газетах и журналах - «а воз и ныне
там».
Так, об очередном увеличении на май
месяц внутренних грузовых тарифов на
2% Государственная администрация
железнодорожного транспорта Украины
объявила 28 апреля - в выходной
день- субботу, на июнь – 31 мая 2007
г.К большому нашему сожалению, этим
грешат и другие железнодорожные
администрации, например и ПКП,
которая планировала увеличить на
20% внутренние тарифы с 01.07.2007г
а по состоянию на 27.06. никаких
указаний еще не было. Я думаю,
комментарии здесь излишни.
О качестве взаимоотношений между
железными дорогами и ассоциациями
экспедиторов можно судить и по
ответам на письма, которые
ассоциации направляют в их адреса.
Так, например, наверное, все Вы
знаете о нашумевшем в апреле месяце
этого года указания Генерального
директора УЗ № Ц-1/456 от
04.04.2007 г. о прекращении вагонной
помощи железным дорогам Польши,
Венгрии, Словаки и Румынии. Около 20
дней, ни один вагон, в нарушение
Правил ППВ и СМГС, не был подан под
погрузку на инодороги, и не принят
загруженным из-под выгрузки. Нашей
ассоциацией, 11.04.2007 г. было
направлено письмо Генеральному
директору УЗ с конкретными
предложениями по выходу из
сложившийся ситуации, однако,
никакого ответа мы не получили, и
как нам кажется, наше письмо, как и
подобные письма соседних железных
дорог, других партнеров «Укрзализныци»,
попали в корзину. Прошло два месяца
и все возвратилось на круги своя,
то-есть обратно работу по передаче
вагонов передали Львовской и
Одесской железным дорогам, но почему
то ставки за подачу вагонов
увеличили ровно в два раза, при этом
ситуация с подачей вагонов на ПКП
стала хуже чем до увеличения ставок.
Также,11.06.сего
года, за номером ЦЗМ-12/815 вышло
указание УЗ о приеме ценных грузов
(бытовой техники, гигиенических
грузов и других) с 01.07. только в
контейнерах. Но самое интересное в
другом, это указание адресовано
Львовской ж.д. и перегрузочным
терминалам, которые не являются
отправителями таких грузов. От
таких односторонних нововведений в
очередной раз пострадал имидж
Украины за рубежом.
Также, 2 марта этого года,
Ассоциация «ЕСТУ» направила письмо
Министру транспорта Украины с
конкретными предложениями по решению
проблемных вопросов, на которые
через 2 месяца мы получили
фактически отписку. Ни одно наше
предложение не нашло понимания в
чиновников Министерства транспорта
Украины, УЗ. Складывается такое
впечатление, что они живут своей
жизнью, а мы своей. И здесь, на мое
личное мнение, проблема в том, что
органы власти живут и работают по
старым авторитарным законам, когда
общественность никакого контроля над
властью не имеет, и она до сих не
прозрачна и неподотчетна, да и
меняется чуть ли не каждый год.
Важным фактором дальнейшего
сотрудничества экспедиторских
организаций, ассоциаций с железными
дорогами, и эффективного их
взаимодействия, является создание в
крупных транспортных и приграничных
районах современных логистических
центров и частных терминальных
комплексов. И если терминальные
частные комплексы у нас уже
существуют и зарекомендовали себя с
наилучшей стороны, то ни одного
логистического центра с участием
железной дороги пока нет, не смотря
на то, что ассоциация «ЕСТУ»
неоднократно обращалась в
министерство транспорта Украины с
предложениями о создании такого
логистического терминала на Чопском
транспортном узле. А ведь такой
логистический центр стал бы
связующим звеном между поставщиком,
покупателем и железной дорогой через
транспортно-экспедиционные
предприятия, которые создадут и
проконтролируют продвижение груза на
всем пути его следования.
Конечно, есть и положительные
сдвиги в улучшении отношений с
экспедиторскими организациями и
ассоциациями. Например, впервые за
многие годы в 2007 г. отменены
категории операторов, некоторые
экспедиторы уже производят расчеты
за экспортно-импортные перевозки
через расчетный центр УЗ, а не с
каждой железной дорогой, как раньше.
В результате проведения встречи
генерального директора «Укрзализныци»
г-на Козака В.В. с клиентурой и
экспедиторами 2 года назад, было
принято решение о создании единых
расчетных центров на железных
дорогах Украины и компьютеризации
товарных контор. Если говорить о
создании единых ТехПД, то работа
выполнена успешно, что намного
упростило взаимоотношения железных
дорог и клиентуры. Что касается
компьютеризации товарных контор, то
до сих пор эта работа полностью не
проведена, в связи с чем возникают
временные трудности по отправке
грузов со станций, где отсутствует
компьютерная связь, в связи с чем
приходится планировать перевозки
через те товарные конторы, где
имеются компьютера.
Мы надеемся, что до конца года,
Государственная администрация
железнодорожного транспорта Украины
полностью закончит компьютеризацию
товарных контор.
Таким образом, развитие партнерских
взаимоотношений железнодорожных
предприятий с операторами
контейнерных поездов, с
транспортно-экспедиторскими
компаниями и с национальными
ассоциациями экспедиторов, на наш
взгляд, зависит как от настойчивости
экспедиторской общественности, в
лице национальных ассоциаций, в
решении проблем, так и в желании
Государственной администрация
железнодорожного транспорта Украины,
решать эти проблемы. |